Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2004 года
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС 77 - 68125 от 27.12.2016
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
ISSN 1814-9545, E-ISSN 2412-4354
|
Титкова В. В.1,2, Иванюшина В. А.1,2, Александров Д. А.1,3Кто популярен в школе: умные, красивые или независимые?
2017.
№ 4.
С. 171–198
[содержание номера]
Титкова Вера Викторовна - младший научный сотрудник научной лаборатории «Социология образования и науки» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). E-mail: vtitkova@hse.ru
Иванюшина Валерия Александровна - кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник научной лаборатории «Социология образования и науки» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). E-mail: ivaniushina@hse.ru Александров Даниил Александрович - кандидат биологических наук, профессор, руководитель научной лаборатории «Социология образования и науки» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), заместитель директора НИУ ВШЭ (СПб). E-mail: dalexandrov@hse.ru Адрес: 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 55, корп. 2. С целью выявления представлений современных российских подростков о популярности, определения ее критериев и оценки гендерных различий в факторах популярности проведены 62 полуструктурированных интервью с учениками 9–11‑х классов из 15 школ и анкетирование 2376 школьников 9‑х классов из 55 школ. Обнаружено, что 40–50% школьников отвергают само понятие «популярный» на основании того, что оно означает неравенство и неравноправие. Такие представления, по мнению авторов, обусловлены преобладанием в российском обществе ценностей коллективизма в противовес ценностям индивидуализма. Ученики, которых их сверстники считают популярными, характеризуются просоциальным поведением. Самой частой характеристикой популярного подростка является «душа компании»; несколько реже использовались критерии «привлекательно выглядит», «очень умный(ая)», «не признает авторитетов». Девушек чаще называют популярными за внешнюю привлекательность и умение модно одеваться, юношей — за спортивные успехи, споры с учителями, независимость и умение постоять за себя. Ум и общительность одинаково важны для популярности юношей и девушек. Авторы приходят к выводу, что представления о популярности у российских подростков отличаются от сложившихся в западной школьной культуре. Высокий статус в классе связан с социальным одобрением и поддержкой, академическими успехами и просоциальным поведением. |
НовостиВажно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты» В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе» |